1) Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
2) Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
3) Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
4) Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
5) Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
6) Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушением слуха
7) Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся
8) Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
9) Общеобразовательная программа «Арт-терапия»
10) Общеобразовательная программа «Музыкотерапия»
11) Общеобразовательная программа «Веселый мяч»
12) Образовательная программа «Творческая мастерская»
13) Образовательная программа «Умные движения»
В 2024-2025 учебном году в лицее обучается 968 учеников среди них с ОВЗ и инвалидностью 35 ученика (3,7%):
Дети с инвалидностью – 6 чел. (0,5%);
Дети с ОВЗ и инвалидностью – 23 чел. (2,7%);
Дети с ОВЗ – 6 чел. (0,5%).
Среди обучающихся с ОВЗ есть обучающиеся с нарушениями слуха (слабослышащие) – 1 чел, нарушениями зрения (слабовидящие) – 1 чел, нарушениями опорно-двигательного аппарата -1 чел., задержкой психического развития - 7 чел, нарушениями интеллекта – 1 чел., расстройствами аутистического спектра – 18 чел.
Количество детей, обучающихся на дому/из них обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью за:
- 2021-2022 учебный год – 2 чел. с ОВЗ и инвалидностью
- 2022-2023 учебный год – 8 чел. с ОВЗ и инвалидностью
- 2023-2024 учебный год – 9 чел. с ОВЗ и инвалидностью.
- 2024 -2025 учебный год – 9 чел. с ОВЗ и инвалидностью.
В 2023 – 2024, 2024-2025 году на базе ГБОУ ПО «Академический лицей №14» реализуются следующие формы инклюзивного образовательного процесса обучающихся:
Интегрированы в общеобразовательные классы - 13 чел.;
Обучение на дому – 9 чел.
Ресурсный класс – 7 чел.
Группы продленного дня – 6 чел.
Объединения по интересам – робототехника -1 чел.
Танцы – 4 чел.
Кружок «Умные движения» - 7 чел.
Музыкотерапия- 13 чел.
Кружок «Удивительный мир сенсорной комнаты» - 14 чел.
Творческая мастерская - 7 чел.
Веселый мяч - 15 чел.
Арт-терапия – 27 чел.
Народный (образцовый) коллектив фольклорного ансамбля "Росиночка" – 2 чел.
Программирование 2 чел.
Лицей признан условно доступным для всех категорий инвалидов.
Для обеспечения беспрепятственного доступа в учреждение лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата вход в лицей оборудован вертикальным подъемником.
Для слабовидящих людей при входе в здание и на лестничных маршах внутри лицея обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом), все стеклянные двери промаркированы специальными желтыми кругами.
Определены ответственные лица за осуществление ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при посещении учреждения.
Туалетные и душевые комнаты оснащены необходимым оборудованием для обеспечения беспрепятственного маневрирования человека на инвалидной коляске (подъезд к унитазу, умывальнику, сушилке, душу), оборудованы откидными поручнями, сушилками для рук.
Для организации беспрепятственного доступа в кабинеты, расположенные на втором и третьем этажах лицея используется лифт.
Актовый зал лицея обеспечен местами (из расчета не менее 1% мест от общего количества мест в зале) для инвалидов-колясочников, которые расположены близко к выходу из зала. Вход на сцены оборудован вертикальным электроподъемником.
В лицее имеются следующие специально оборудованные помещения для занятий с детьми с ОВЗ:
- ресурсный класс (62,5 кв.м);
- сенсорная комната (39,7 кв.м);
- кабинет логопеда, дефектолога (27,0 кв.м);
- спортивный и тренажерные залы.
В лицее большое внимание уделяется вопросам комфорта всех обучающихся. Именно поэтому в здании лицея оформлены рекреации – пространства, предназначенные для организации отдыха и досуга ребенка в перерывах между занятиями и во внеурочное время, которые выполняют несколько ключевых функций:
- качественный отдых для учеников и возможность восстановить силы между уроками;
- пространство для общения и социализации; пространство для игр и активного отдыха;
- интеллектуальное развитие;
- создание благоприятной психологической атмосферы в лицее.
Школьные рекреации оформлены и оборудованы в соответствии с требованиями безопасности, эргономично и опрятно, организована доступная среда.
В лицее в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:
- предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (технологическим, холодильным, весоизмерительным), инвентарём;
- предусмотрены помещения для приёма пищи (столовая на 150 мест, в т.ч. приспособленных для детей с инвалидностью и ОВЗ);
- разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи);
- организовано бесплатное двухразовое питание для учащихся с ОВЗ.
Для организации инклюзивного образования в лицее открыты следующие ставки специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагог–психолог, учитель-логопед, педагог-дефектолог, социальный педагог, тьюторы, учитель ресурсного класса.
За последние 3 года все педагогические работники организации повысили профессиональную квалификацию по вопросам инклюзивного образования.
При организации инклюзивного образования одним из важных условий является понимание того, что целенаправленная и систематическая воспитательная работа в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности как у нормотипично развивающихся детей, так и у детей с ОВЗ. Поэтому в нашем лицее мы создаем творческую образовательную среду для успешной социализации детей с ОВЗ. Ни одно воспитательное мероприятие лицея не прошло без участия учащихся с ОВЗ. Данная практика помогает детям с ОВЗ интегрироваться в школьный социум, борется со стигматизацией, а также учит нормотипичных детей принимать, коммуницировать и жить вместе с особенными детьми.